Помітили помилку...
Виділіть її та натисніть клавіші Shift + Enter і надішліть виправлення


про село - Статті

Журнал “Строительство и архитектура” (№10, 1989 г)


Алексей Яковлевич Сокол родился в 1873 году в селе Скопцы Полтавской губернии. Умер в 1939 году в Днепродзержинске. Создатель памятника “Раскованный Прометей”, ставшего впоследствии символом города и оказавшего значительное влияние на становление украинской советской архитектуры и монументального искусства.                             Представленный ниже материал был опубликован в газете “Знамя Дзержинки” от 28 июля 2007 года. По сути, это перепечатка с сокращением статьи С. К. Киселева из журнала “Строительство и архитектура” (№10, 1989 г) 

“Раскованный Прометей” - так называется монумент, возвышающийся на одной из площадей Днепродзержинска, недалеко от проходной металлургического завода им. Ф. Э. Дзержинского. С этого памятника во всех капитальных изданиях обычно начинается рассказ об истории становления украинской советской архитектуры и монументального искусства, но нигде пока не опубликованы документальные сведения о его создателе.
В результате долгих поисков пишущему эти строки [С. К. Киселеву - прим. редактора] удалось установить и точную дату возведения монумента, и впервые раскрыть основные этапы творческой биографии его автора - Алексея Яковлевича Сокола.
Он родился в 1873 г. в селе Скопцы Переяславского района Полтавской области (теперь село Веселиновка Барышевского района Киевской области). Отец его, так же как и дед и прадед, был искусным печником, и будущий живописец, скульптор, архитектор и инженер-строитель еще мальчиком расписывал, как это принято в Украине, печи, сложенные мужчинами семьи. Алексей Сокол закончил цернковно-приходскую школу в родном селе, затем - реальное училище в Киеве, Московское училище живописи, ваяния и зодчества и, наконец, Петербургскую академию художества (1911 г.), где учился в мастерских И. А. Репина и В. А. Серова.
Молодой художник поселился в Петербурге, обзавелся мастерской на Малом проспекте Васильевского острова. Он выполнял росписи церковных интерьеров, создавал проекты монументов, жилых домов, церквей. Его работы экспонировались на выставках, в том числе и за рубежом. Первая мировая война застала художника во Франции. В Россию он возвратился в 1914 году и сразу же получил заказы на выполнение эскизов росписей Николаевской церкви в Каменском (так тогда назывался Днепродзержинск) и на строительсво жилого дома для специалистов металлургического завода. Вскоре А. Я. Сокол приехал в Каменское и остался там жить и работать до самой смерти в 1939 году.
А. Я. Сокол был приглашен на металлургический завод начальником строительного цеха. Здесь он стал свидетелем событий революции, гражданской войны, становления Советской власти в Украине. В ноябре 1920 года ему поручили создать монумент на братской могиле рабочих, погибших в революционной борьбе. В одном из классов трудовой школы А. Я. Сокол вылепил из глины фигуру легендарного Прометея с факелом в руке и поверженным орлом у ног.
Почему именно Прометей был выбран им символом революции? Дело в том, что всю жизнь художник был искренним почитателем творчества Тараса Шевченко, собрал прекрасную библиотеку редких изданий “Кобзаря”. Поэма “Кавказ” вдохновила его работу над образом Прометея, разорвавшего оковы и давшего людям огонь.
Фигуру Прометея отлил из чугуна лучший литейщик завода С. В. Гречнев, активный участник революционных событий, первый председатель городского Совета рабочих депутатов.
А. Я. Сокол выполнил также проект пьедестала в виде дорической колонны и сам руководил сооружением монумента, торжественное открытие которого было приурочено к пятой годовщине Октября в 1922 году. Монумент сразу же стал популярным и был воспроизведен на страницах газет и журналов.
Известны ли другие работы художника? В фондах музея металлургического комбината им. Ф. Э. Дзержинского сохраняется небольшая (50х60 см) эмблема предприятия. Сын А. Я. Сокола местный врач Георгий Алексеевич Сокол, автор рукописных воспоминаний об отце, утверждает, что эта эмблема не только вылеплена, но и отлита отцом из чугуна. На ней в обощенных формах изображен горновой в доменном цехе. Других работ пока обнаружить не удалось.
С годами А. Я. Сокол все больше увлекается строительсвом. Он строит доменные печи и цехи металлургического завода имени Ф. Э. Дзержинского, клуб рабочих по проекту В. И. Заболотского, комплекс заводского санатория в селе Щуровка (недалеко от Верхнеднепровска) по проекту А. А. Тация, Н. К. Коваленко и Б. А. Ведерникова.
Во время Великой Отечественной войны и временной окупации Днепродзержинска “Раскованный Прометей” был разрушен, но чугунную фигуру удалось спрятать от переплавки, и в 1947 году по проекту архитектора Ольги Алексеевны Брусовой - дочери А. Я. Сокола - монумент был воссоздан.


Примечание редакции газеты “Знамя Дзержинки”:
По неизвестным нам причинам автором ошибочно указана дата восстановления памятника - 1947 год. В действительности памятник после реставрации восстановлен на прежнем месте в 1944 году.


www.dndz.in.ua

Останнє оновлення (П'ятниця, 28 травня 2010, 10:58)

 

Додати коментар


Захисний код
Оновити